





Отчет о конференции:
"CRE Special 30 сентября"

Что делать инвесторам «сегодня и завтра»? – так звучала тема первого в наступившем сезоне круглого стола CRESpecial. Мероприятие прошло 30 сентября при партнерской поддержке компании RealJet. «Несмотря на мрачные прогнозы рынка, я уверен, вместе мы найдем точки роста», - начал дискуссию на оптимистической ноте президент RealJet Эдуард Гулян, выступивший модератором.
Дискуссия началась с обсуждения вопроса, какой сегмент недвижимости сейчас
актуален для инвестиций. Слово взял Юрий
Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG. Он подчеркнул, что
несмотря на наблюдающееся снижение арендных ставок, в любом сегменте можно и
нужно искать востребованные ниши. «Хотя, безусловно, доходность сейчас падает»,
- признался эксперт.
«Кризис 2008 года показал, что качественная недвижимость всегда выживает и растет», - попыталась добавить позитива Анастасия Корневич (коммерческий директор GriffinsPartners), заметив, что сегодняшняя ситуация для участников рынка - это вызов и хороший шанс проверить себя.
Качественная недвижимость – это в том числе качественный проект. Удается ли архитекторам при их создании находить компромисс с заказчиками? «Каждый проект – это коллективный продукт, некий совместный результат, достигнутый под руководством девелопера, - говорит Владимир Ерманенок из архитектурного бюро «Остоженка». - Но в условиях кризиса права на ошибку нет. А такие ошибки известны». В качестве примера, когда введу несговорчивости девелоперов проект оказывался неудачным, В. Ерманенок привел ТЦ «Гвоздь», спроектированный в 1997 года. «Неверная оценка инвестора и неправильная концепция привели тому, что этот комплекс ассоциируется с гвоздем не первой свежести», - отметил эксперт.
Активным участником дискуссии стал Олег Рыжов, генеральный директор RossGroup. Он затронул тему недвижимости в регионах, в частности недвижимости торговой и многофункциональной. По его словам, даже в нынешних условиях в регионах есть проекты, способные окупаться за 5-6 лет. «Другое дело, что в основном инвесторы сосредоточены в Москве и не готовы пока идти туда, а у местных региональных компаний, готовых строить, нет пока достаточного уровня знаний и понимания того, как создавать эффективные проекты, - отметил Олег Рыжов. – В то же время в регионах спрос есть. Например, мы сейчас заканчиваем строительство крупного торгового центра в Якутске, и у нас на каждое помещение стоит очередь из 2-3 арендаторов». Свое мнение по поводу спроса на помещения высказала Анастасия Корневич, объяснив очередь из арендаторов торгового центра отложенным спросом, который долго имел место в регионах.
«Очень внимательно выбирать, крайне индивидуально подходить, не мерить прежними лекалами» – именно так предлагали действовать в сегодняшних условиях многие участники круглого стола. А стоит ли вообще вкладывать деньги в коммерческую недвижимость или лучше рассмотреть альтернативные объекты инвестирования?
По словам Владимира Ерманенка, нередким сценарием прошлых лет было превращение офисного здания в апартаменты. На это шел собственник, когда его ожидания по выручке не оправдывались. Однако, с недавних пор такой «лазейки» больше не существует, поскольку изменились требования городских властей. К теме перепрофилирования объекта подключился юрист Владислав Сурков, партнер компании GoltsblatBLP: «Если встал вопрос о перепрофилировании, реконцепции, значит, изначально проект был неудачным на уровне самой идеи, - отметил эксперт. – Я считаю, что не всегда стоит быть слишком гибким в своих подходах, не стоит шарахаться из офисов в апартаменты. «Ах, у меня снизилась маржа, буду делать что-то другое». Бывает, когда и нужно потерпеть. Также я считаю, что если у арендодателя нет оснований идти навстречу арендатору в вопросах ставок, то он должен держаться».
Какие у организаций еще существуют внутренние ресурсы в условиях ограниченного финансирования? По мнению Олега Рыжова, таким ресурсом является личность руководителя, его опыт и команда. «Под это всегда можно будет привлечь инвестиции», - заключил эксперт. Примером такого успешного руководителя был назван Сергей Галицкий (основатель и совладелец сети «Магнит»), речь о котором многократно заходила в ходе данного круглого стола.
По вопросам регистрации:
Евгения Родионова, руководитель отдела телемаркетинг, тел. +7(495) 926 7340 доб. 322